Wings of Change: парапланы из Австрии

Весовая вилка, или как правильно подобрать параплан по весу.

Этот вопрос является одним из важнейших для начинающего, т.к. поведение параплана, и соответственно безопасность пилота, во многом зависят от загрузки крыла.

Летный вес.

В большинстве случаев, производитель указывает для каждого кокретного размера и модели рекомендованную вилку весов. Как правило, имеется в виду вилка ЛЕТНОГО веса, что означает не вес самого пилота, а полный вес загруженного летательного аппарата, включая пилота. Для приблизительного расчета летного веса, следует прибавить к весу пилота еще 20 кг. В эти 20 кг входят вес параплана, подвесной системы, спасательного парашюта, рюкзака, одежды и много еще чего. Не надо думать, что рюкзак, например, ничего не весит, - он весит 1-1,5 кг, и так же с остальными вещами. На практике проще всего стать на весы, одев на себя рюкзак с полным комплектом. Таким образом, пилот весом например 70 кг, будет иметь летный вес примерно 90 кг. Совсем легкие пилоты, из-за малого размера крыла и прочего снаряжения имеют несколько меньшую прибавку, порядка 15-17 кг, тяжелые же  напротив большую.

Вилка весов (для полетов в свободном варианте, т.е. без мотора).

Вилка весов – это указанный производителем диапазон летного веса, при соблюдении которого крыло будет вести себя именно так, как заложено разработчиком. Если параплан сертифицирован, то сертификационные испытания производятся для него дважды – при загрузке по нижней границе вилки, и по верхней.

Так, параплан с весовой вилкой 80-105, может безопасно эксплуатироваться с летным весом от 80 до 105 кг. Т.е. пилот может весить примерно от 60 до 85 кг.

Надо понимать, что прибавка именно 20 кг к весу пилота достаточно условна. Если комплект специально облегчен (легкий параплан, подвесная эйрбег/трасформер, легкая запаска), то его вес может составлять не 20, а 10-12 кг. В этом случае, сам пилот может быть и тяжелее для параплана с той же самой вилкой. Тяжелее 20 кг комплект бывает редко, но это возможно, тут уже следует задуматься о параплане бОльшего размера…

Некоторые пилоты "старой школы" и, соотвественно, их ученики, пытаются в настоящее время выбирать параплан по площади. При этом, даже не особо отличая площадь плоскую от проекционной... Сейчас это не актуально. Единственным верным критерием является заявленная производителем весовая вилка!

Перегруз и недогруз.

Перегруз наступает, когда летный вес превышает верхнюю границу вилки весов, недогруз – когда летный вес соответственно ниже нижней границы вилки весов. В обоих случаях даже сертифицированный параплан перестает быть таковым, т.е. его поведение уже непредсказуемо. Надо быть достаточно опытным пилотом, чтобы сознательно перегружать или недогружать параплан. Не следует путать перегруз или недогруз с загрузкой по верху или по низу вилки. Пока вы находитесь в границах весовой вилки, неважно - в верхней части или нижней, - параплан по-прежнему соответствует своей сертификации.

Если вы выпали из весовой вилки, это вовсе не значит, что параплан сразу станет смертельно опасен. В принципе, крылья, достаточно безопасные изначально (класса DHV1, 1-2), при выпадении из весовой вилки продолжают оставаться достаточно безопасными, но разумеется их поведение изменяется.

Параплан перегруженный становится более устойчивым к сложениям, приобретает бОльшую горизонтальную скорость и бОльшую скорость снижения. Его сложнее сорвать из-за возросшего усилия на клевантах. Однако, в случае случившегося сложения, оно протекает резче, с бОльшими сходами с курса и более мощными клевками, потерей высоты.

Параплан недогруженный приобретает практически зеркально отраженные плюсы и минусы в поведении. Это меньшая горизонтальная скорость и снижение, меньшая стойкость к сложениям и срыву.  Мягкие, «ватные клеванты». Сложения имеют тенденцию чаще происходить, но протекают намного мягче. Возможно, что крыло не будет уже выходить из сложений самостоятельно.

Начинающему пилоту настоятельно рекомендуется загружать параплан строго в пределах сертифицированной весовой вилки.