Wings of Change: парапланы из Австрии

Параплан. Критические режимы полета (КРП).

Критические режимы полета – это общее название для всех состояний параплана, отличающихся от нормального полета.

Все КРП можно разделить на две основные группы: режимы малого угла атаки (сложения) и режимы большого угла атаки (срывы).

  1. Сложения. Это режимы, когда в результате резкого уменьшения угла атаки у параплана происходит подворот передней кромки – полный (фронтальное сложение), или частичный (асимметричное сложение). Предпосылками к сложению является попадание параплана в область пониженного давления, неравномерное обтекание крыла окружающим воздухом. Сложения вполне способны возникнуть самопроизвольно, вследствии турбулентности. Более того, можно сказать что сложение это нормально и нужно, т.к. деформируясь параплан избегает чрезмерных сходов с курса или даже кувырков, которые иначе были бы неизбежны в сильно турбулентном воздухе.
  2. Срывные режимы. Возникают в результате чрезмерного падения воздушной скорости всего крыла (полный срыв) или одной консоли (асимметричный срыв, негативная спираль). В отличии от сложений, срывы практически никогда не возникают самопроизвольно. В 99% случаев срыв является следствием действий пилота - «перетягивания» клевант.

Отдельно стоит режим глубокая спираль, возникающий либо в результате действий пилота, либо являющийся следствием других режимов.

Существует еще одна категория режимов, относимых к критическим, но существующих исключительно в искусственном виде. Это режимы «большие уши», «Б-срыв».

Параплан, предназначенный для обучения или послешкольных полетов (сертификация DHV1,1-2/ ENA, B) выходит из всех КРП самостоятельно, с минимальными потерями высоты и сходами с курса. Отличие между DHV1 и DHV1-2 состоит в том, что DHV1 простит неумелое вмешательство пилота и всеже с большой вероятностью выйдет в прямолинейный полет, в вот 1-2 уже активных, но неправильных действий может и не простить. Так что общая рекомендация такова - "не знаешь что делать - поними руки вверх! Не мешай крылу самому выйти из КРП!"

Подробно про КРП можно прочитать в книге И.Волкова «Мечта летать».