Wings of Change: парапланы из Австрии

Критерии выбора параплана - на что смотреть в первую очередь?

Основной вопрос, возникающий у пилота, желающего купить параплан – «как же выбирать, на что смотреть в первую очередь???» «Что важнее – год разработки, год выпуска, налет, состояние или еще что???» Как правило, этими вопросами задаются начинающие пилоты, приобретающие первое или второе крыло. Постараемся разобраться, какие бывают мнения по этому вопросу, и что из них объективная реальность, а что досужие домыслы.

Итак по порядку. 

1. Год разработки параплана. Обозначает в каком собственно году данная модель была разработана, а если совсем точно – получила сертификат DHV (или другой системы сертификации). По сути, параплан мог быть разработан и 1-2 годами ранее, но сертифицирован именно в указанном.

Год разработки позволяет получить примерное представление о том, насколько ЛТХ (летно-технические характеристики) данной модели параплана близки к ЛТХ современных моделей. Если не вдаваться в подробности, то парапланы классов 1,1-2 вполне хорошо летают уже с 2000-го года.

Разумеется, чем позже, - тем лучше, НО на крыльях этих классов и не предполагается ставить рекорды и выигрывать соревнования. А если вы намерены обучаться – зачем гнаться за прибавкой скорости в 3-4км/ч?

    2. Год выпуска. Самая магическая цифра для многих пилотов, как начинающих, так и не считающих уже себя таковыми. По мнению некоторых пилотов, ткань и стропы теряют за год 20% прочности просто при лежании крыла на полке, а уж 5-ти летнее крыло можно просто выкинуть, так как по логике оно должно просто рассыпаться в руках…

    По опыту могу сказать, что это – ПОЛНАЯ ЧУШЬ! Если крыло не летало, и хранилось надлежащим образом – оно будет сохранять свойства нового и через 10 лет хранения. Тому есть и множество документальных подтверждений, когда крыло 2000-2001 года выпуска получало DHV-check с оценкой “Neuwertig” («как новое»). В процессе проверки DHV проверяется остаточная прочность строп, продуваемость ткани, визуальное состояние, т.е. крыло объективно НОВОЕ.

      Откуда же мнение о тлетворном влиянии времени на ткань и стропы? Сложный вопрос… Тут возможно несколько версий:

      2.1. Пилоты старой школы часто имели дело с парапланами отечественного производства из некачественной, зачастую бракованной ткани. Естественно такие материалы служат очень недолго. При очень малом налете износ был огромный, ну а списывали на возраст.

      2.2. Хранить можно по-разному. Можно хранить параплан мокрым, можно его «хранить» в разложенном виде на солнце – в результате он «умрет» не летая. Вот и получится – пролежал 3-4 года не летая, и уже не полетит, т.к. ткань плесенью проело, стропы сели т.д.

      2.3. Недобросовестный продавец ввел пилота в заблуждение, убедив при продаже, что налет у крыла очень маленький, ну а возраст лет 5-6. Тут надо понимать, что лет 6-8 назад и ранее, в России практически невозможно было купить бу параплан с маленькми налетом.

      Парапланов вообще было мало, летали на них много, в основном по нескольку пилотов на одном. Ну а продать, естественно, хотелось по хорошей цене. Вот и получалось, что продавец заявлял, что крыло пролежало все эти 3-5 лет на полочке, почти и не летало…. А когда у покупателя оно через полгода начинало сильно продуваться и плохо стартовать – делался вывод, что во всем виновато время…

      3. Налет. Налет – время, проведенное парапланом в воздухе. Производители гарантируют, что их крылья «живут» от 200 до 300 часов, сохраняя все положенные свойства.

      Однако, не все понимают что налет налету рознь. Т.е. одно дело налетать 100 часов в горах, когда на эти 100 часов пришлись 50 стартов с горного же старта, застеленного коврами. Другое – 100 часов на лебедке, когда крыло использовалось для обучения и на нем сделали 1000 стартов под тягой. В первом случае крыло действительно имеет налет 100 часов. Во втором – его износ значительно выше номинального.

      Множественные старты, неумелые, с тасканием по земле и камням, перегрузка на затяжке не способствуют сохранению здоровья параплана. Да и надо помнить, что просто лежащее на солнце крыло тоже «летит», причем возможно даже более интенсивно, ибо ультрафиолет – основной враг ткани. Таким образом, говоря о налете, надо четко представлять в каких условиях он осуществлялся.

        4. Состояние параплана. Что же это такое? Это комплексный критерий, включающий в себя значение налета в часах, условия налета, нанесенные параплану в процессе эксплуатации повреждения, условия хранения и транспортировки. Есть разумеется при оценке состояние и субъективный момент, но его вполне можно минимизировать. У меня собственная шкала оценки, немного модифицированная от принятых в Австрии:

          4.1. «Крыло как новое» - налет 0-10 часов. Визуально крыло неотличимо от нового. Без дефектов и загрязнений. Налет подразумевается «идеальный» - соотношение стартов/часов=1. Продуваемость, определяемая органолептически, нулевая.

          4.2. «Параплан в идеальном состоянии» - налет 5-25 часов. Состояние близко к новому, допустимы легкие загрязнения, трава внутри крыла. Ткань и стропы яркие, свободные концы чистые, без дефектов. Продуваемость, определяемая органолептически, нулевая.

          4.3. «Отличное состояние» - налет 30-60 часов. Могут быть отчетливо видны следы эксплуатации. Ткань и стропы тем не менее яркие, ткань сохраняет фактуру близкую к новой. Опытный пилот может определить изменение продуваемости.

          4.4. «Хорошее состояние» - налет 60-150 часов. Продуваемость и геометрия строп в порядке.  Крыло хорошо стартует и летит.  Возможны хорошо видимые загрязненения, небольшие дефекты, не влияющие на безопасность.

           

          ВЫВОДЫ

          Начинающему пилоту совершенно незачем гнаться за парапланом наисвежайшего годом разработки, ведь вам на нем учиться, а не рекорды ставить. Повторюсь, все модели разработанные после 2000-го года уже летают сполне сравнимо с современными, а большего вам и не требуется. Также не стоит гнаться и за свежим годом выпуска. Не будьте наивными, полагая, что 2-3х летний параплан просто не может быть убитым, а 5-ти летний непременно вылетан на 80-90% ресурса. Это штампы, не имеющие на данный момент уже под собой реальной основы.

          Имеет значение лишь то, сколько и в каких условиях налетал параплан. Из этих факторов и складывается конечная оценка - "состояние параплана". Естественно, параплан 5-ти летнего возраста будет стоить дешевле 2-3х летнего в аналогичном состоянии. Но, если выбирать между формальным возрастом и состоянием - лучше делать выбор в пользу состояния, даже если более "старый" параплан дороже.

          Разумеется, все изложенное - ИМХО, опытный пилот сделает выбор сам, начинающий или сомневающийся - призадумается.